Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов

Государство регулирует практически все сферы деятельности, которые затрагивают сбор и использование, а также обезвреживание и транспортировку опасных веществ, отходов и т.д. Для того чтобы разобраться в деятельности, связанной с обращением с отходами, необходимо усвоить следующие определения.

argaiv1032

Лицензирование представляет собой мероприятия, целью которых является предоставление лицензии, переоформление документов о наличии лицензии, приостановление сроков действия лицензии в определенных случаях, предусмотренных административными актами. В большинстве случаев последнее мероприятие проводится из-за ряда нарушений условий и требований. Кроме того, лицензирование подразумевает возобновление действия лицензии, ее аннулирование, контроль, который осуществляют лицензирующих органов над соблюдением все лицензионных требований и условий, ведение реестров лицензий  предоставление этих документов в соответствующей форме.

Лицензия – разрешение, которое позволяет организации, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществлять определенный вид деятельности. При этом обязательным условием является соблюдение лицензионных требований.

Лицензирующие органы представляют собой федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют лицензирование, принимая во внимание все требования, прописанные в Федеральном законе нашей страны.

Лицензиат – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое уже получило лицензию на осуществление того или иного вида деятельности.

Соискатель лицензии - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое лишь подало заявление в лицензирующий орган, суть которого заключается предоставление лицензии на осуществление выбранного вида деятельности.

Если возникают вопросы, то стоит обратить внимание на Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., в котором указаны следующие положения:

  • за любое негативное воздействие на окружающую среду необходимо платить;
  • после внесения вышеуказанного платежа субъект хозяйствования не должен забывать о своих обязанностях выполнять все мероприятия, целью которых является охрана окружающей среды, а также возмещение нанесенного вреда.

Для того чтобы иметь возможность снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду, все юридические или физические лица обязаны в своей деятельности соблюдать установленные нормативы. Большинство этих требований прописано в нормативах образования отходов производства и потребления и лимитах на их размещение.

Если субъект хозяйствования нарушает данное законодательство, затрагивающее область охраны окружающей среды, он несет имущественную, дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность.

На территории Российской Федерации также действует Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г., согласно которому все индивидуальные предприниматели и юридические лица должны выполнять ряд мероприятий, связанных с эксплуатацией проектируемых зданий и сооружений, а также других объектов. К списку основных обязанностей можно отнести следующее:

  • соблюдение установленные санитарных и экологических требований, которые описаны в законодательстве РФ. В частность, в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ.
  • создание специальных проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов с целью снижения их общего числа.

Обратим ваше внимание на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. №461 предусматривает наличие следующих исходных документов, предоставляемых в органы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и необходимых для утверждения лимитов на общее количество отходов:

  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • копия полученной лицензии, которая дает право на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (этот документ выдается как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим лицам, деятельность которых связана с обращением с опасными отходами).

Стоит также помнить о положениях Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г., который напоминает о необходимости лицензирования любо деятельности, связанной со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой или размещением опасных отходов.

Во 2 статье Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» можно прочитать описание лицензируемого вида деятельности, на который распространяется данное правило, действующее на территории Российской Федерации. Здесь нет никаких дополнительных условий, которые могли бы указывать лишь на основные или уставные виды деятельности. К последней категории относят все работы, связанные с систематическим получением доходов с имущества, от продажи товаров или предоставлением определенных услуг, к которым относят использование, обезвреживание, транспортировку или размещение отходов I-IV класса опасности. Обратим ваше внимание на то, что лицензирование не является обязательным условием в случае накопления отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов V класса опасности.

Федеральный закон №309-ФЗ внес в Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ некоторые поправки, затрагивающие основные понятия видов обращения с отходами. В частности:

  • под сбором отходов следует понимать прием или поступление отходов от юридических и физических лиц, если основной целью является последующее использование, обезвреживание, транспортировка или размещение этих веществ;
  • под транспортировкой отходов следует понимать перемещение отходов с использованием специальных транспортных средств за пределы земельного участка, который является собственностью индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • под накоплением отходов следует понимать складирование отходов на протяжении максимум 6 месяцев в тех местах или площадках, которые были обустроены специальным образом (т.е. с соблюдением всех требований российского законодательства). При этом необходимо учитывать нормативы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Что касается цели накопления отходов, то эти вещества должны в дальнейшем быть использованы, обезврежены, размещены или транспортированы.

Кроме всего прочего, письмо Ростехнадзора от 11.07.2008г. №14-10/3696 «О разъяснении отдельных аспектов лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов» предусматривает дополнительное правило, в соответствии с которым сбор и транспортирование отходов в пределах одной промышленной площадки должно осуществлять при помощи собственных средств. Только в этом случае на осуществление данного вида деятельности вам не потребуется лицензия.

В конце концов, можно сделать следующие выводы, затрагивающие предприятия и организации, которые могут отказаться от лицензирования своей деятельности (стало возможно после принятия закона №309-ФЗ):

  • накопление и размещение отходов I-V класса опасности на собственной площадке в течение максимум полугода;
  • сбор собственных отходов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортировка отходов при помощи собственного транспорта в пределах одной промышленной площадки;
  • деятельность по обращению с отходами V класса опасности вне зависимости от того, к какому уровню опасности относят их свойства.

При этом необходимо помнить, что организация обязана лицензировать свою деятельность, если она затрагивает транспортировку отходов при помощи собственного транспорта между территориально обособленными производственными подразделениями.

В качестве примечания стоит привести 1 статью Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в которой говорится о размещении и хранении отходов. Под этими видами деятельности понимают хранение и захоронение отходов, а также их обезвреживания и использование. ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» свидетельствует о том, что к объектам размещения отходов можно отнести не только полигоны, но и места на предприятии, специально оборудованные с целью хранения отходов.

Где получать лицензию

Когда возникает вопрос, касающийся места получения лицензии на осуществление деятельности, связанной со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением опасных отходов, стоит обратиться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Обратим ваше внимание на то, что выданная лицензия остается действительной на протяжении 5 лет, после чего лицензиат имеет право продлить срок действия этого документа.

На сегодняшний день существует два вида лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов: региональная и федеральная. В первом случае речь идет о деятельности юридического лица, которая не выходит за пределы одного субъекта РФ. Такие лицензии выдает территориальное Управление лицензирующего органа по субъекту Российской Федерации (там должен быть зарегистрирован соискатель лицензии). В случае с федеральной лицензией юридическое лицо осуществляет свою деятельность на территории как минимум двух субъектах Российской Федерации. Для получения такого документа организации необходимо обратиться с соответствующим заявлением в центральный аппарат Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

После того как была принята 43 статья закона №309-ФЗ, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, которые осуществляют свою деятельность, связанную со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением отходов I-IV класса опасности, на территории двух и более субъектов Российской Федерации, получили право запрашивать местный территориальный орган  исполнительной власти о выдачи федеральной лицензии, в которой прописаны субъекты возможного использования данного документа. Однако для этого осуществляемая деятельность должна быть одного типа.

Требования, предъявляемые к соискателям лицензии

Для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, желающих получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, необходимо соответствовать всем предъявляемым требованиям. В первую очередь соискатель лицензии, его еще называют лицензиатом, должна быть следующая собственность:

  • производственное помещение;
  • объекты размещения опасных отходов;
  • специализированные установки по обезвреживанию опасных отходов;
  • специально оборудованные транспортные средства с размещенными на них соответствующими знаками.

Для удовлетворения данного требования соискатель лицензии должен представить на рассмотрение один из возможных документов: свидетельство о праве собственности, договор лизинга, договор аренды, договор о намерениях и прочие.

Вторым пунктом является наличие у лицензиата, желающего осуществлять деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, соответствующего опыта, профессионализма, подготовки и т.д. Все эти навыки должны быть доказаны сертификатом, свидетельством или другим документом.

Обратим ваше внимание на то, что все люди, которые работают с опасными отходами (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение), должны пройти профессиональную подготовку, дающую право на осуществление данного типа деятельности. Об этом говорится в ряде нормативных документов, в частности:

  • в статье 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ
  • в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. №524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов»

На сегодняшний день существует множество лицензионных условий и требований, предъявляемым ко всем людям, работающим в сфере использования, сбора, хранения, транспортировки опасных отходов. Пристальное внимание при этом уделяют наличию профессиональной подготовки, которую можно подтвердить различными сертификатами и свидетельствами.

Если более подробно рассматривать основные нормативные документы и содержащиеся в них положения, стоит вспомнить о следующих законах.

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В 73 статье говорится о том, что руководство компаний, осуществляющих деятельность, тесно связанную с опасными отходами, а также специалисты, которые принимают окончательные решения, должны обладать соответствующей подготовкой в области охраны окружающей среды. При этом данная подготовка должна осуществляться в соответствии со всеми требованиями российского законодательства.
  2. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". 15 статья гласит о том, что все специалисты, работающие с опасными отходами, должны иметь специальную подготовку, наличие которой подтверждается разнообразными сертификатами и свидетельствами. Ответственность за состав людей, которые осуществляют работу с опасными отходами, ложится на плечи должностных лиц данной организации.
  3. Приказ МПР РФ №868 от18.12.2002 г. содержит информацию о специальных программах, в соответствии с которыми должны проходить профессиональная подготовка всех специалистов, работающих с опасными отходами. Для этого создаются специальные обучающие центры, которые имеют лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Кроме всего прочего, лицензиат обязан осуществлять своевременный контроль над соблюдением всех установленных требований российского законодательства. Это касается сферы обращения с опасными отходами, что распространяется на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение. В результате организация обязана предоставить согласованный план-график производственного контроля на объекте.

У лицензиата также должен присутствовать паспорт опасных отходов, с которыми работает данное предприятие. Любая деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению вредных веществ должна быть занесена в паспорт опасного отхода, который должен быть составлен природопользователем самостоятельно. Данное требование было описано в приказе Ростехнадзора от 15.08.2007 г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

Чуть позже закон №309-ФЗ, а точнее статья 33, внес некоторые корректировки в процедуру паспортизации опасных отходов. Эти изменения вступили в силу в июле 2009 года и подразумевают использование паспорта отходов только для I-IV классов опасности.

Отнести отходы к ому или иному класс опасности могут только федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды. Что касается типовых форм паспортов, то они утверждаются Правительством Российской Федерации.

Напомним, что это необходимо сделать всем организациям, деятельность которых связана со сбором, обезвреживанием, транспортировкой и размещением опасных отходов.

Если говорить о нарушениях, которых могут возникнуть во время работы, то стоит отметить следующие моменты:

  1. Прием на работу лиц, которые не имеют профессиональной подготовки, которая подтверждается свидетельствами и сертификатами, выданными на право сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения опасных отходов.
  2. Транспортировка опасных отходов без паспорта, который должен быть оформлен в порядке, установленном государством.
  3. Отсутствие у юридического лица производственного контроля над соблюдением всех условий и требований российского законодательства в области, связанной со сбором, обезвреживанием, транспортировкой и размещением опасных отходов.
  4. Нарушение основных правил безопасности в обращении с опасными отходами о время их сора, обезвреживания, транспортировки и размещения. Особенно когда подобная деятельность создает угрозу жизни и здоровья людей, ведет к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и может стать причиной загрязнения окружающей среды.

Для того чтобы получить лицензию, организации необходимо представить документы, список которых приведен в 1 пункте 9 статьи Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

  • Заявление на предоставление соответствующей лицензии;
  • Ксерокопию учредительных документов, которая должна быть заверена в нотариальном порядке. В противном случае придется представлять также оригинал этих документов (правило действует для юридического лица);
  • Оригинал платежного поручения, который может подтвердить уплату государственной пошлины на рассмотрение заявления о предоставлении лицензии лицензирующим органом;
  • Ксерокопию нотариально заверенных документов, список которых указан в положении о лицензировании конкретного вида деятельности.

После вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. №524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» организация, желающая получить лицензию на работу в этой сфере, обязана представить дополнительные документы:

  • Наименование всех опасных отходов, с которыми предположительно будет вестись работа. Сюда относится сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение веществ;
  • Ксерокопию всех свидетельств и сертификатов, подтверждающих право работы с опасными отходами в связи с наличием соответствующей профессиональной подготовки индивидуального предпринимателя, юридического лица и его работников;
  • Ксерокопию документов, с помощью которых можно подтвердить наличие у лицензиата прав собственности на те или иные производственные помещения, объекты размещения отходов, специальных транспортных средств для отходов, специализированного оборудования для обезвреживания отходов и т.д. Все эти объекты должны соответствовать установленным законодательством РФ требованиям;
  • Материалы обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Однако этот подача этого документа не является обязательной и остается на усмотрение лицензиата;
  • Ксерокопию положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной относительно материалов, представленных организацией для получения лицензии *;
  • Ксерокопию санитарно-эпидемиологического заключения, которое подтверждает соответствие сем установленным санитарным правилам и нормам касательно сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения опасных отходов **.

Примечания:

* - Положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов, представленных организацией, входило в список бумаг, которые необходимы для получения лицензии до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Все материалы обоснования деятельности организации должны были разрабатываться в соответствии с приказом от 28 августа 2007 г. № 596а «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», опубликованном Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Этот нормативный документ содержит следующую информацию:

  • Общие данные о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, который планирует работать с опасными отходами (их сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение);
  • Информация о любой деятельности, которая связаны со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой или размещением опасных отходов;
  • Список опасных отходов, с которыми будет осуществляться работа по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;
  • Анализ и оценка опасностей и уровень возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду, который может возникнуть в результате деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
  • Информация о профессиональной подготовке работников индивидуального предпринимателя или юридического лица, которые будут осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
  • Информация о планируемой деятельности по сбору опасных отходов;
  • Информация о планируемой деятельности по использованию опасных отходов;
  • Информация о планируемой деятельности по обезвреживанию опасных отходов;
  • Информация о планируемой деятельности по транспортировке опасных отходов;
  • Информация о планируемой деятельности по размещению опасных отходов;
  • Информация о положительных заключениях, выданных органами федерального надзора и контроля по материалам обоснования, а также документы согласования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Полный список и порядок приведен в законодательстве Российской Федерации;
  • Информация об участии общественности в принятии ответственных решений, затрагивающих планируемую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» был внесен ряд изменений. Так, например, статья 16 закона №309-ФЗ вступила в силу 10 января 2009 г. и подразумевает корректировку списка объектов, которые подлежат государственной экологической экспертизе. В частности, пункт 4 закона №309-ФЗ исключил из перечня  объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе материалы обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

9 февраля 2009 г. также вышло Распоряжение Ростехнадзора «Об исполнении государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №309-ФЗ», согласно которому документы, поданные на лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов осуществляется без представления ксерокопии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования.

** - Санитарно-эпидемиологическое заключение должно быть выдано государственными учреждениями Роспотребнадзора. В результате санитарно-эпидемиологической экспертизы станет известно, насколько материалы соответствуют санитарным нормам и требованиям заявленного вида деятельности. для того чтобы начать подобную проверку, достаточно представить в органы Роспотребнадзора следующие документы:

  • заявление;
  • ксерокопию правоустанавливающих документов;
  • материалы обоснования планируемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;
  • данные обоснования класса токсичности отходов.

Для того чтобы отнести отходы к тому или иному классу опасности для здоровья человека, необходимо изучить «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03», которые вступили в силу после подписания их Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 года. обратим внимание на то, что все организации, получившие аккредитацию, должны принимать на работу лишь специалистов с соответствующими свидетельствами и сертификатами.

Материалы отнесения отходов к определенному классу опасности для жизни и здоровья человека должны быть утверждены государственными учреждениями, которые отвечают за санитарно-эпидемиологический надзор.

Перечень опасных отходов с ранее установленным классом должен содержаться в санитарно-эпидемиологическом заключении, в котором собрана информация о соответствии заявленной деятельности всем санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам.

Приведем примерный список законов, которые регламентируют деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере лицензирования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов:

  1. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  3. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  4. Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  5. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. №524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов»;
  7. Приказ от 28 августа 2007 г. № 596а «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);
  8. Распоряжение Ростехнадзора от 9 февраля 2009 г. №5-рп «Об исполнении государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №309-ФЗ»
  9. Приказ от 02.12.2002 г. №785 «Об утверждении паспорта опасных отходов» (МПР России);
  10. Приказ от 15.08.2007 г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (Ростехнадзор);
  11.  «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03» от 30 июня 2003 г. (Главный государственный врач РФ);
  12. Письмо от 11.07.2008 г. №14-10/3696 «О разъяснении отдельных аспектов лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов» (Ростехнадзор).
 

Юридический адрес: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 47

Фактический адрес: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, д. 36, оф.401

Тел. +7(495) 768-47-50

Тел./факс +7(495) 500-15-27

e-mail: 349611@mail.ru

г. Ставрополь, ул.Пушкина дом 69, офис 106

тел. +7(8652) 69-03-03; +7(962) 459-03-03

тел/факс +7(8652) 24-28-06

e-mail: alfaproekt@inbox.ru